Пора ставить газ на машину. ГБО - надежно, удобно и дешево!

В последние годы весьма актуальным является применение газового топлива для питания автомобильных двигателей. Сформировaлaсь целaя индустрия производствa гaзобaллонного оборудовaния. Лидерaми в этой облaсти являются итaльянские и голлaндские производители гaзобaллонного оборудования, предлагающие весь перечень оборудования - от простейшего, до электронного, так называемого «газового инжектора».
Достоинства и недостатки двигателей работающих на газовом топливе рассматривались уже неоднократно. Недостатки есть но, тем не менее, по причине относительной дешевизны газового топлива, на множество автомобилей осуществляется установка ГБО - газобаллонного оборудования.
Особенно часто такое оборудование устанавливают на коммерческие автомобили, стремясь снизить расходы на топливо. Но сэкономить на стоимости топлива получается далеко не каждому владельцу такого автомобиля. А основными причинами тому является неправильно установленное газобаллонное оборудование, неподходящее для данного двигателя, а ещё чаще неправильно отрегулированное оборудование.
Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.
Что касается газовой системы, то она позволяет эксплуатировать автомобиль, как на газе, так и на бензине, осуществляя на ходу переключение с одного топлива на другое прямо из салона. Следует отметить, что газобаллонное оборудование фактически дублируется бензиновой системой питания, повышая безотказность автомобиля и уменьшая практически до нуля риск отказа от движения при поломке в системе питания. К тому же, суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое (обычно на автомобиль устанавливается баллон с емкостью не меньше, чем емкость бензинового бака). Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина.
Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.
Так же положительно оценят газо-топливную систему владельцы дорогих иномарок, оснащенных впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором
Бензин или газ?
Давайте подумаем вместе, стоит ли ставить на автомобиль газобаллонное оборудование. Установка газобаллонного оборудования - это дополнительные затраты, потеря времени, а иногда места в багажнике, которое можно было бы использовать как-то иначе... Так вот, для чего нужно ставить газ, мы и попробуем разобраться в этой статье. Что же все-таки лучше: газ или бензин?
БЕН3ИН. Основным эксплуатационным свойством бензинов является детонационная стойкость. Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Внешние признаки детонации - характерный металлический стук и вибрация, черный цвет отработавших газов (дым), неровная работа двигателя.
Главным признаком детонации служит резкий звонкий стук в двигателе, который хорошо слышен с места водителя. Многие водители полагают, что это стучат поршневые пальцы. Это ошибка. В действительности источником этих звуков являются ударные вибрации деталей юбок поршня от воздействия детонационной ударной волны.
Основные причины возникновения детонации следующие: несоответствие сорта бензина степени сжатия двигателя (слишком низкое октановое число бензина), раннее зажигание, большое количество бензинового нагара в камере сгорания. Длительная работа двигателя с интенсивной детонацией недопустима, так как это может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов, повышенному износу стенок цилиндра. Детонационные свойства определяются октановым числом топлива, которое в свою очередь может определяться двумя методами - исследовательским и моторным. В обозначении марки бензина вместе с октановым числом указывается и метод, по которому оно определено (буква И - исследовательский, например АИ-98). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации, тем больше и допустимая степень сжатия двигателя, а следовательно, больше мощность и экономичность. Самые высокооктановые бензины имеют октановое число 98. Такие бензины довольно дороги, в связи с чем большинство автомобилистов используют более дешевые бензины с октановым числом не выше 92.
ГА3. Октановое число газа - 108. Таким образом, автомобили, работающие на газу, полностью лишены такого недостатка, как детонация топлива в камере сгорания, что приводит к значительному увеличению ресурса работы двигателя. Двигатели на газу работают «мягче», значительно чище и ровнее.
БЕН3ИН. При сгорании бензина часть углеводородов сгорает не полностью, приводя к выбросу СО и углерода в виде сажи (копоти), который смешивается с маслом и приводит к залеганию поршневых колец и преждевременному износу стенок цилиндра.
ГА3. Сгорает полностью с выделением СО2 и Н2O в виде пара, которые полностью выводятся через выхлопную систему и не оставляет нагара и копоти ни в цилиндрах, ни в системе вывода отработанных газов.
БЕН3ИН. Цена бензина на сегодня колеблется в пределах 20-25 рублей за литр и на данный момент не имеет тенденции к снижению.
ГА3. Цена газа примерно в два раза ниже: 9-11 рублей за литр. Окупаемость установки газобаллонного оборудования довольно высока. При достаточно интенсивной эксплуатации автомобиля, газобаллонная установка может окупиться за два - четыре месяца. Именно поэтому все маршрутные такси на сегодня работают на газу.
Мифы о газовом оборудовании
Коллекция заблуждений о газе и газовом оборудовании последнее время перестала пополняться. То ли фантазия иссякла, то ли особого резона нет, что-то новое придумывать. Вам должно быть любопытно узнать всю «страшную правду» о газе, а может быть и развеять свои собственные сомнения.
Перл первый (он же основной): «В двигателе прогорает». Причем в большинстве случаев звучит это именно так как написано, и только в редких случаях технически грамотные люди уточняют, что прогорает не головка блока, не стенки цилиндра, и не та самая прокладка между рулем и сиденьем, а именно выпускные клапана. Что ж, факт есть факт, и длительность горения газа действительно выше, чем бензина (низкооктанового), и чисто теоретически такое возможно.
Речь идет о том, что в момент открытия выпускных клапанов газо-воздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, должен происходить перегрев выпускных клапанов. Но:
а) подобное происходит на бензиновых двигателях из-за неправильно выставленного зажигания (и где ж тут, простите, газ?);
б) даже маститые спецы из журнала «3а рулем» не смогли доказать правильность этого утверждения (справедливости ради стоит отметить, что и не опровергли). И, наконец:
в) правильно выставленное зажигание, отрегулированные выпускные клапана или использование октан корректора навсегда закроет для вас этот вопрос.
Вторым идет распространенное утверждение о том, что установка газового оборудования и системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля. Ну что тут можно возразить?
В реалиях, газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет сколь-нибудь значительной и пожароопасной утечки. Разрушение же баллона может произойти лишь в той ситуации, когда водителю и пассажирам будет, увы, безразлично, что произойдет с ними и с машиной после удара. Например, после наезда грузового состава двигающегося со скоростью в 80 км/ч на неподвижно стоящий автомобиль.
Подтверждением может служить наличие б/у газовых баллонов во вполне рабочем состоянии на разборках битых иномарок (и машины на разборе не горелые, и баллоны не закопченые).
Разумеется, само слово «ГА3» несет в себе некое предупреждение об опасности, однако стоит помнить, что пропан-бутановая смесь, используемая в большинстве автомобилей, в обычных условиях тяжелее воздуха, что предотвращает образование газо-воздушной смеси, а точка воспламенения этой самой смеси выше, чем у смеси паров бензина с воздухом.
Еще ряд вопросов и возражений касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. В качестве примеров приводят пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.
Тут самое время воскликнуть: учите «матчасть» или читайте инструкцию по эксплуатации!!! Ну, черным по белому везде написано, что у автомобиля, оснащенного газотопливной системой, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда, если Вы, разумеется, не хотите пополнить ряды противников газа, предварительно потратившись на ремонт системы подачи бензина.